Please enter the code:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.

Декабрь, 2019г.

Вопрос: Добрый день! Ребенку 5 лет. Он заменяет букву К на Т, Г на Д, Р на л. Говорит дусь вместо гусь, тот вместо кот. Остальные буквы он все выговаривает. В чем проблема. Посоветуйте, пожалуйста, упражнения. Спасибо.

 

Ответ учителя-логопеда Решетниковой В.А.:

 Обычно, при таких звукозаменах есть и другие. Какие упражнения делать? Артикуляционную, дыхательную гимнастику. Надо ставить звук К и вводить его в речь, далее, звук Г. Лучший совет - это сходить к логопеду на очную консультацию.

 

 

Ноябрь, 2019г.

Вопрос: В нашей семье дети двойняшки. Им по 3 года. Окружающие совсем не понимают их речь, а я частично. Они говорят на каком-то «своем» языке, и много жестикулируют. Надо ли стимулировать их речь или еще рано?  

Ответ учителя-логопеда Решетниковой В.А.:

Для близнецов характерна данная модель речевого общения. Заметное отставание в речи свойственно близнецам только в раннем и дошкольном возрасте. Даже постепенно овладевая взрослой речью, близнецы, могут сохранять «секретный» язык для общения между собой, используя его осознанно и произвольно. Эта категория детей находится в группе риска, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу по развитию речи с каждым ребёнком. Вы можете  записаться на консультацию к логопеду.

Октябрь, 2019г.

Вопрос:

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

 

Ответ учителя-логопеда Решетниковой В.А.:

 Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

 

 


Сентябрь, 2019г.

Вопрос:

Как помочь ребёнку начать говорить?

 

Ответ учителя-логопеда Куприной Н.А.:

Решающее значение для того, чтобы ребёнок освоил язык, имеет двустороннее осмысленное общение. Дети быстрее осваивают речь, когда активно участвуют в диалоге, взаимодействии, а не пассивно: с экранов телевизора или планшета; когда вы разговариваете в присутствии ребёнка, но не с ним.
            Поэтому рекомендуе
тся:
— чаще общаться с ребёнком;
— сократить время пассивного изучения языка;
— не считать, сколько слов ребёнок выучил, а сосредоточиться на — совместных интересных занятиях.
            Полезный совет: используйте одни и те же слова и одну и ту же интонацию, когда вы разговариваете с ребёнком. Так вы быстрее научите его нужным фразам и действиям, которые он начнёт применять сам, как только будет готов.

ПРИЁМЫ ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

            Делайте паузы. Подождите, пока ребёнок ответит
Предоставьте ребёнку возможность говорить. Это означает, что после того, как вы что-то скажете или зададите вопрос ПОМОЛЧИТЕ. Всего 5—10 секунд, которые могут показаться вечностью, но у ребёнка будет достаточно времени понять, что сказать или сделать.
            Пауза дает ребёнку важную подсказку, что теперь его очередь что-то сказать. Время на подумать (время ожидания) — метод, который обычно используют учителя и другие специалисты, работающие с детьми раннего возраста.
            Сдерживайте желание ответить за ребёнка или задать вопрос по-другому, если он не отвечает сразу. Обязательно подождите и дайте ребёнку достаточно времени осмыслить то, что вы сказали, и попытаться ответить.
Если ребёнок не отвечает через некоторое время, тогда, конечно, помогите ему.
            Детям с задержкой речевого развития следует предоставить больше времени и повторить вопрос.

 

            Упростите разговоры
            Поменяйте своё представление о «диалоге». Разговор — это ситуация, когда два человека по очереди обмениваются фразами. Для двухлетнего ребёнка «разговор» должен быть очень простым.
            Если ребёнок уже разговаривает:
«Ку-…» → «Ку!»
«Я люблю…» → «Тебя!»
            Если ребёнок ещё не говорит, его «фраза» в разговоре может выглядеть немного иначе. Он может не произносить слов, но всё равно «отвечает»:
«Ку…» → Ребёнок убирает одеяло от лица и выглядывает.
«Я люблю…» → Ребёнок улыбается и указывает на себя.

            УПРАЖНЕНИЯ НА ДОГОВАРИВАНИЕ
            На старт, внимание...
            Эту игру легко и естественно устроить, когда вы вместе с ребёнком занимаетесь чем-то увлекательным.
Ребёнок сидит на горке, готовый съехать вниз, вы говорите: «На старт, внимание…» и делаете паузу (5–10 секунд), чтобы проверить, закончит ли малыш фразу, и ответит вам: «Марш!»
            Когда вы собираетесь запускать мыльные пузыри, поднесите палочку ко рту и скажите: «На старт, внимание…» и сделайте паузу (5–10 секунд), чтобы проверить, произнесёт ли ребенок: «Марш!»
            Если ребенок не говорит «Марш!», попробуйте подсказать малышу, произнести первый звук: «М…». Выдувайте пузыри, опустите палочку в мыльный раствор и попробуйте снова.
            Один, два, …
Это упражнение очень похоже на «На старт, внимание, марш». Не забывайте всегда делать паузу и предоставить ребёнку достаточно времени на ответ.
            Я вижу….
            Идеально подходит для просмотра книг, занятия с игрушками, на прогулке (то есть, когда есть, что рассматривать).
            Листая книгу с ребёнком, скажите: «Я вижу…», затем укажите на картинку и подождите (5–10 секунд), ответит ли ребёнок, что изображено.
Если ребёнок не говорит, что на картинке, помогите ему и повторите то же самое с другим изображением.
            Ботиночки... надели! Ботиночки... сняли!
            Когда ребёнок одевается или раздевается, проводите небольшие речевые упражнения с каждым предметом одежды.
            Когда вы наденете рубашку на ребёнка, произнесите «Рубашку…» и сделайте паузу (5–10 секунд), затем добавьте слово «надели», если он сам не продолжает фразу.
Когда вы снимаете носки малыша, скажите: «Носки…» и сделайте паузу (5–10 секунд), затем добавьте: «сняли», если ребёнок сам этого не сказал.
Поощряйте малыша положительными эмоциями и всё у вас получится!


Май, 2019г.

  Вопрос:

Должен ли быть какой - то минимум знаний и навыков у дошкольника перед школой?

 

Ответ учителя - логопеда Куприной Н.А.: 

 

            Очень важно посещать музеи, лектории для детей, выставки, экскурсии, то есть использовать любую возможность обогатить ребенка новыми знаниями.

Увеличиваем словарный запас, представления об окружающем мире, стараемся, чтобы сфера интересов расширилась. Развиваем ребенка с точки зрения музыки, чтобы он двигался, смотрим, чтобы у него была достаточная база общения со сверстниками.

Необходимо развивать фонематический слух и слоговую структуру. А вот линейная память прекрасно развивается дома без всяких специалистов, если ребенок разучивает стихи. Очень важно, чтобы ребенок знал много стихов.

Включайте ему аудиозаписи, вместе с ним читайте, делайте логоритмику, двигайтесь в такт, произнося слова. Надо стараться, чтобы ребенок заучивал тексты наизусть. Это важно и с точки зрения развития его логоритмической структуры, и для развития фонематического слуха.

 

            Старайтесь много читать с ребенком, вместе смотреть кино, хорошую мультипликацию (рекомендую прежде всего советскую). Это повод поговорить с ребенком, обсудить нравственно-этические вопросы, и в то же время это текст, который легко запоминается ребенком.


Апрель, 2019г.

Вопрос:

 Какие упражнения для развития мелкой моторики можно выполнять дома?

 

Ответ учителя - логопеда Куприной Н.А.: 

 

Научные исследования доказали, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, поэтому упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют работу мозга. 
            А под рукой чаще всего имеется простой карандаш. С помощью граненых карандашей ребенок может выполнять игровой самомассаж.
  Эффект от разогрева мелкой моторики:
- улучшаем подвижность тканей и кровоснабжение пальчиков;
- нарабатываем ловкость пальчиков, способствуя развитию тонких движений;
- формируем понимание речи, через стишки и инструкции.
            Какой лучше карандаш брать? Всегда гранённый! Чем хуже развита мелкая моторика, тем толще карандаш.
Простые игры для детей:
«Прятки»  - поочередно правой и левой рукой сжимаем карандаш в кулачке. «Скольжение» - «спуск» карандаш упирается в стол, пальчики руки удерживают карандаш и скользят по нему вверх и вниз. Чтобы правильно захватить пальчиками, можно взять смятую салфетку (поролоновый мячик) в эту же руку, которая будет скользить. 
«Подъём» по карандашу осуществляем, удерживая карандаш второй рукой, чтобы он не поднимался вместе с пальчиками.
 «Горка» - скатываем карандаш по тыльной поверхности ладони, с легким нажимом.

«Утюжок» - катаем карандаш ладонью по поверхности стола (можно экспериментировать с другими поверхностями, тем самым разнообразить ощущения). Одной и другой руками поочередно.
«Добывание огня»
 - прокатываем карандаш между двумя ладонями от кончиков пальцев до запястья. Сначала медленно, потом быстрее. 
Вот ещё вариант этой игры в стихах «Мотор»:
Заводи мотор скорей,
 
И ладони разогрей.
 
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
 
Сил, приятель, не жалей.
 
Ход немного замедляем.
 
Видно, к дому подъезжаем.
 
Едем тише, тише, тише.
 
И мотор уже не слышен.
«Скалка»
 - соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам. 
Мы порог испечь решили.
 
Ловко тесто замесили.
 
Хорошенько раскатаем,
 
В печку жаркую поставим.
 «Нажми на кнопку или насос» - зажать карандаш в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая его часть возвышалась над кистью руки. Большим пальцем нажать на конец карандаша, который чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть его вверх и снова нажать на конец карандаша большим пальцем. 
Шоферу каждому в пути
 
Могу я пользу принести.
 
Меня достанут тут же все,
 
Когда дефект есть в колесе.
  Вот так, простой карандаш помогает развитию мелкой моторики! 

 


Март, 2019г.

Вопрос:

Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.


Вопрос:

Если ребенок в устной речи говорит то “в”, то “л”, он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?

 

Ответ учителя - логопеда Куприной Н.А.:

 

             Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения. Так может произойти, если у ребенка грубейшее нарушение фонематического слуха. [В] и [л] – звуки из разных фонетических групп, обычно дети их различают на слух.

 

            Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.


Февраль, 2019г.

Вопрос: 

По какой причине многие абсолютно здоровые и развитые дети при богатом пассивном словаре поздно начинают разговаривать? Это тенденция?

 

Ответ учителя-логопеда Куприной Н.А.

 

Нет, конкретно этот факт не является тенденциозным. Попытаться объяснить этот феномен можно несколькими способами, но это только гипотетически, я подчеркиваю это слово:

1. Есть так называемые «дети-накопители», они очень критичны к своей речи. Им не нравится результат, поэтому они молчат или говорят несколько автономно («на своем» языке).

2. Есть «дети – продукты экстравертированного мира», то есть они копируют мир. Приведу такой пример. Многие родители видят своих детей только спящими, няни или бабушки рассказывают детям, что мама и папа много работают. Этот сюжет воплотился в производстве кукол с закрытыми глазами, и, представьте, детям нравится играть с такими куколками, потому что это проекция их собственного мира. Так и ребенок, который хорошо всё понимает и молчит, устанавливает одностороннюю связь по типу работы с компьютером, с ним же невозможно говорить.

Всё-таки это самоуспокоение, так быть не должно, и в помощь нам богатая история развития человечества. Дети с года должны начинать пробовать свой артикуляционный аппарат. Речевая задержка может быть разной. Допустим, ребенок заговорил, родителям показалось достаточно. Но когда такой ребенок попадает во время диспансеризации к логопеду, то выясняется, что есть задержка, более низкий уровень по сравнению со своим потенциальным уровнем речевого развития.

Если ребенок начинает говорить вовремя, то тогда собственный несовершенный продукт продуцирования его самого не смущает, ему всё равно, как говорить, главное, чтобы было само произнесение, удовольствие от самого процесса говорения и радость от того, что доставил приятное взрослым (родственники обычно очень эмоционально реагируют на первые слова ребенка). К счастью, такие дети еще есть.


Январь, 2019г.

Вопрос:

Логопед написал в карте «ЗРР». Что это значит?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

ЗРР означает «задержка речевого развития». Такой диагноз могут поставить, если к году ребенок не произносит 10-12 слов, а к трем не овладевает фразовой речью.

ЗРР определяют у детей в возрасте до 3 лет. Но если в дальнейшем задержка в развитии остается, то диагноз уточняют. Это может быть сенсорная или моторная формы алалии. Задержка развития речи может быть спровоцирована нарушением слуха. Часто под задержкой речевого развития «маскируется» аутизм.


Вопрос:

 

В каких случаях нужно обращаться к логопеду?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

Если у ребенка к полутора годам не появляются первые слова, стоит показать его специалисту. Бывает также, что дети начинают говорить вовремя, но потом неожиданно замолкают. Такое явление нельзя игнорировать. Возможно, ребенок замолчал в результате психотравмы (это может быть сильный испуг, переезд, авария или даже поход к врачу) или органического поражения ЦНС.

Отсутствие речи (алалия) явление сейчас довольно распространенное. Алалия – органическое поражение речевых зон коры головного мозга, которое произошло внутриутробно, во время родов или в первые 2-3 года жизни малыша. Поэтому игнорировать отсутствие речи у ребенка не стоит. Родители теряют драгоценное время, ведь чем раньше начнется логопедическая работа, тем более эффективной она будет.


Декабрь, 2018г.


Вопрос:

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников? 

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.


Ноябрь, 2018г.

Вопрос:

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

·                     нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

 

·                     желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

 

·                     общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

 

·                     следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

 

·                     ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.


Октябрь, 2018г.

Вопрос:

В чем плюсы посещения логопедической группы?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 12–15 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.


Вопрос:

 Часто родители со своим ребенком продолжают разговаривать, употребляя  «детский язык», сюсюкаясь с ним, употреблять в речи уменьшительные слова. Вредно ли это для развития ребенка?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.: 

 

Психологи и педагоги считают, что с детьми следует с самого рождения разговаривать на нормальном взрослом языке. Ни в коем случае не стоит сюсюкать с ребенком, подражать его словечкам. Наоборот, надо учить ребенка говорить правильно. Если ребенок постоянно коверкает слова, то нужно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист поможет разобраться в причине плохого произношения. Возможно, это не просто плохая привычка, а что-то мешает ребенку правильно и четко произносить слова.


Сентябрь, 2018г.

Вопрос:  

Надо ли что-то срочно начинать предпринимать, если малыш, который еще только начинает говорить, уже заикается? Говорит, например, в таком ритме:  «Па, па, папа, пошли…».  Или  ребенок одно и тоже слово по нескольку раз повторяет в предложении, не заикаясь, а просто полностью повторяет одно и тоже слово. Надо ли начинать родителям волноваться по этому поводу?

 

Ответ учителя - логопеда, Решетниковой В.А.:

 

Считаю, что в подобных случаях  к логопеду обращаться пока рановато. Когда речь идет о малышах, которым еще не исполнилось и трех годиков, подобные нарушения речи не страшны. Это пока выглядит как небольшое возрастное нарушение. В логопедии это называется заиканием развития. Обычно такое «заикание» возникает достаточно внезапно и так же внезапно прекращается. Проблема обычно решается сама собой, если взрослым на заикание ребенка не акцентировать внимание. Не стоит постоянно делать малышу замечания по поводу произношения слов, постоянно его исправлять, заставлять несколько раз повторять сказанное.


Май, 2018г.

Вопрос:

Как попасть на занятия к логопеду?  

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.  

 

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.  


Апрель, 2018г.

Вопрос:

Чем занимается логопед?   

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.


Март, 2018г.

Вопрос:

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?  

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»  


Февраль, 2018г.

Вопрос:

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?  

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.  


Январь, 2018г.

Вопрос:

Какие занятия можно проводить с ребенком дома (3,7 г.), что бы ни пришлось обращаться к логопеду?

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Подготовительную работу можно проводить с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста (3-4г.) Для этого важно развивать мелкую моторику    (пальчики рук), речевое дыхание (трубочки, дудочки), развивать органы артикуляции (гимнастика губ, языка и т.д.). Кроме этого важно знакомить ребенка с окружающим миром, обогащать словарный запас, развивать память, внимание, мышление. Сейчас, действительно, много занимательной и полезной литературы, важно подбирать ее в зависимости от возраста ребенка.

Но.... не перегружайте информацией, 3 года  -  критический возраст, что может спровоцировать появление запинок в речи.


Декабрь, 2017г.

Вопрос:

Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать?

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.

 Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.


Ноябрь, 2017г.

Вопрос:

Может ли у моего ребенка появиться заикание?  

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. 
Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. 
Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. 

Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.  


Октябрь, 2017г.

Вопрос:

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?  

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв ­чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.   Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: 
- раскрашивание буквы, штриховка                                                 

- Лепка ребенком буквы из пластилина. 
- Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисо­ванному взрослым. 
- «Написание» широкими жестами всех изучае­мых букв в воздухе.
- Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д. 
- Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами. 
- Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д. 
- Обводка ребенком букв, написанных взрос­лым. 
- Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.


Сентябрь, 2017г.

Вопрос:

Как правильно учить ребенка читать и писать?

 

Ответ учителя - дефектолога Чекановой С.Н.

 

В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую бук­ву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произно­сим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после это­го складывает сам слог: МА. Этот навык неправильно­го чтения очень стойкий и исправляется с боль­шим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, что­бы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.